Развитие цифровых технологий предоставило бизнесу новые возможности и открыло рынок онлайн-продаж. Согласно итогам прошлого года, финансовый объем продаж за прошлый год превысил 2.5 трлн рублей, что составило десятую часть от продаж физических магазинов на территории России.
Большой ажиотаж на онлайн-рынке и рост количества сетевых пользователей внушает доверие как малому, так и крупному бизнесу. Но из-за конкуренции продвижение своего бренда может оказаться затруднительным, так как интернет — безграничная площадка, на которой можно найти все. Чтобы выделить свою компанию среди остальных следует использовать технологию, именуемую SMM.
- Кто такой SMM менеджер?
- Обязанности SMM-специалиста
- Стратегия и контент-план
- Копирайтинг
- Общение с подписчиками
- Привлечение новой аудитории
- Поиск новых инструментов
- Работа с изображениями и видео
- Аналитика и отчетность
- Инструменты smm
- 1. Создание, оформление и наполнение страниц
- 2. Продвижение блогов
- 3. Работа в тематических сообществах
- 4. Прямая реклама
- 5. Вирусный маркетинг
- 6. Оптимизация интернет-ресурсов под социальные медиа
- Основные площадки для SMM
- 1. Instagram
- 2. TikTok
- 3. Facebook
- 4. Telegram
- 5. ВКонтакте
- Как оценивается эффективность SMM
- Сколько получает SMM-специалист
- Где учиться на SMM-менеджера
Кто такой SMM менеджер?
Полная расшифровка термина SMM звучит как «Social Media Marketing», или же маркетинг в социальных сетях. Продвижение бренда таким методом предусматривает использование таргетированной и контекстной рекламы в социальных сетях, создание, заполнение и ведение страниц компании.
SMM-менеджер является ответственным за продвижением компании в социальных сетях. Он в какой-то мере человек-оркестр, исполняет большой ряд задач, и напрямую отвечает за увеличение узнаваемости бренда, привлечение клиентов из соцсетей, разработку стратегий по развитию групп, общение с пользователями.
Обязанности SMM-специалиста
CMM продвижение бренда, компании или интернет-магазина включает в себя несколько этапов, самыми ответственными из которых является разработка стратегии, контент-плана и непосредственно контента, который должен быть интересным, полезным, а главное продающим. Чтобы заинтересовать пользователя важно говорить о проблемах клиента и предлагать решения этих проблем, которыми может являться продукт или услуга компании. Грамотный смм-специалист способен подать контент таким образом, что аудитории будет не только интересно его читать, но и появится желание сделать целевое действие, например записаться на бесплатную консультацию.
Сммщик не обязательно должен выполнять все своими руками: на этапе выполнения работ он может привлекать и других специалистов, преимущественно это копирайтеры и маркетологи. Рассмотрим более подробно структуру маркетинга в социальных сетях и основные задачи специалиста.
Стратегия и контент-план
Разработка стратегии — первый этап работы SMM-специалиста. Стратегия включает в себя большое количество параметров: сильные и слабые стороны компании и продуктов, задачи проекта, анализ целевой аудитории и конкурентов, способы продвижения и аналитики. В зависимости от результатов, спустя время стратегия может быть пересмотрена в случае перевыполнения или недовыполнения поставленных задач.
После разработки стратегии SMMщик приступает к выбору каналов трафика. Специалист обязан разбираться в социальных сетях и их аудитории, так как выбор неверных каналов может привести к большим финансовым потерям и отсутствию конверсии. К примеру, если вы продаете трендовые товары сегодняшнего дня (спиннеры и другие безделушки) и продвигаете их в Facebook, где аудитория представлена политическими деятелями и представителями бизнеса. Исходя из стратегии нужно знать ответ на вопросы: «Кто мой пользователь?» и «Какими социальными сетями он пользуется?»
Последним подготовительным этапом является разработка контент-плана. Он может включать в себя любые медиа публикации, посты могут быть представлены в виде текста, фотографий или видео. Пользователи каждой социальной сети предпочитают разные форматы контента, что будет рассмотрено позже.
Копирайтинг
Написание полезных и интересных текстов — одна из самых трудоемких задач в SMM-продвижении. Профессия SMM специалиста подразумевает наличие множества навыков: публикации историй, «лонгридов», рекламных постов, SEO оптимизированных текстов, настройки почтовых рассылок.
Главная трудность заключается в том, что каждая социальная сеть имеет свои «фавориты» в плане текстов. К примеру, в Instagram можно выложить пост с объемом текста до 2000 символов, а в Twitter всего 280 (до 2017 года было вдвое меньше). Не менее важно уметь писать полезные тексты вне зависимости от их объема, так как придется писать и маленькие посты, и длинные статьи.
Подробнее о копирайтинге можно прочесть тут
Общение с подписчиками
Менеджер по маркетингу в социальных сетях отвечает и за взаимодействие с клиентами. Общение происходит в личных сообщениях и комментариях, возможны также коллаборации с подписчиками в ходе проведения каких-либо конкурсов или акций. Это мотивирует пользователей поделиться записью, рассказать о бренде своим друзьям, лайкнуть акционную запись.
Привлечение новой аудитории
Еще одна задача сммщика — привлечение аудитории в социальные сети. Начать можно с размещения соответствующих ссылок на главном сайте компании, одновременно с этим следует запустить рекламные компании в каждой из выбранных социальных сетей. При этом следует избегать так называемых «гивэвэев» (giveaway) — розыгрыше подарков за подписку, лайк и репост. Это лишь ухудшит репутацию группы в социальной сети, а подписавшаяся аудитория проявит свой интерес лишь во время следующей раздачи подарков.
Поиск новых инструментов
Проявлять гибкость, креативность и уметь подстраиваться под текущие реалии СММ маркетинга, очень важная часть работы. Ведь социальные сети не стоят на месте, а регулярно развиваются и обновляются. Так, например в Инстаграм совсем недавно появились видео Reels. Это нововведение не в последнюю очередь связано с популяризацией Tik Tok. А когда появляется новый инструмент для продвижения, очень глупо им не воспользоваться. К тому же сам Instagram будет активнее продвигать именно такие видео, так как заинтересован в удержании людей у себя на платформе.
Работа с изображениями и видео
Это базовые навыки любого SMM-специалиста. Просто необходимо уметь работать в различных фото/видео редакторах, например: Adobe Photoshop, Canva, Видеошоу, AVS Video Editor. Эти знания необходимы, чтобы создавать обложки и аватарки, визуальные дополнения к публикациям, картинки и видео для историй. Навыки монтажа не будут лишними, а освоить необходимые программы можно в сжатые сроки — за 2-3 недели.
Аналитика и отчетность
Анализ результатов — один из самых важных этапов работы, который должен производиться регулярно, не менее двух раз в месяц. SMM-специалист анализирует количество посетителей и продаж, запросов от пользователей в личных сообщениях, комментарии и другие действия в группах.
Инструменты smm
Маркетинг в социальных сетях предусматривает использование большого количества инструментов и методов продаж, которые могут отличаться в зависимости от выбранной стратегии и направления бизнеса.
1. Создание, оформление и наполнение страниц
Процедура создания группы в любой соцсети является не самым сложным но крайне ответственным процессом. Проблема заключается в ее уникализации, ведь для запуска требуется разработать бросающееся в глаза название, обложку, логотип, описание. Важно понимать, что ваше сообщество/бизнес страницу люди не буду читать, как журнал или газету. Ежедневно, при просмотре ленты, мелькают сотни, тысячи постов различного содержания и все по своему пытается привлечь внимание людей. Чтобы вас начали читать ответьте сами себе на вопрос: «Чем ваше сообщество/аккаунт концептуально отличается от конкурентов? Почему должны выбрать именно вас?»
2. Продвижение блогов
Помимо создания контента и оформления блога, специалист должен уметь привлекать аудиторию с нуля и в уже действующих проектах, а также уметь работать с рассылками. Для этого смм-специалист должен знать свою целевую аудиторию: ее страхи, боли, интересы и желания.
3. Работа в тематических сообществах
Маркетинг в социальных сетях предусматривает прямое сотрудничество с другими тематическими сообществами. К примеру, если деятельность проекта заточена на продаже товаров для рыбалки, следует работать с подписчиками аналогичных аккаунтов, что уместно в Instagram и Twitter, где отвечать на вопросы пользователей и давать советы можно с аккаунта интернет-магазина. Пользователи, которым поможет ваш совет, с большой вероятностью зайдут на страницу и, как минимум, заинтересуются его деятельностью.
4. Прямая реклама
Опытный SMM-специалист является профессиональным маркетологом, который самостоятельно выполняет работы по продвижению бренда или организации посредством контекстной рекламы. Социальные сети предоставляют просторный и свободный PR-рынок: размещать посты можно, как напрямую в группах, так и через рекламные платформы, которые есть во всех крупных соцсетях. Главное, чтобы реклама была уместной, поэтому следует ориентироваться на таргет и размещать посты в проектах с соответствующей аудиторией.
5. Вирусный маркетинг
Вирусный маркетинг — один из самых эффективных способов продвижения бренда. Технология заключается в создании «мема», а лучший из сценариев развития событий предусматривает даже упоминание бренда в средствах массовой информации. Такой пиар используют даже звезды эстрады, выпуская песни, не соответствующие их стилю — к примеру, коллаборация Николая Баскова с Данилой Милохиным, что принесло популярность обоим.
6. Оптимизация интернет-ресурсов под социальные медиа
Оптимизация интернет-ресурсов или Social Media Optimization подразумевает комплекс действий, направленных на перенаправление клиентов из бизнес страницы на веб-портал компании. Главной целью SMO является привлечение и удержание целевой аудитории на сайте. Это достигается за счет множества факторов, таких как: повышения качества контента, регулярного взаимодействия с аудиторией, публикации статей подразумевающей дискуссии и активное обсуждение, перелинковки статей и других
Основные площадки для SMM
Перед запуском SMM-продвижения очень важно провести анализ целевой аудитории. Запуск групп везде и сразу грозит низкой результативностью, так как в зависимости от вида деятельности компании эффективность в различных социальных сетях будет отличаться. Для успешного маркетинга следует знать аватар своего идеального клиента. Сколько ему лет, чем интересуется, сколько зарабатывает, как проводит свободное время. А уже после этого можно отобрать лучшие площадки для старта. Ниже — важные факты о пяти самых актуальных социальных сетях в России для SMM-маркетинга.
1. Instagram
Instagram — социальная сеть, которая напоминает фотоальбом с фотографиями. На площадке сконцентрирована преимущественно женская аудитория (70%), а средний возраст самой популярной группы пользователей — от 18 до 26 лет.
2. TikTok
TikTok — относительно молодая социальная сеть, которую заполнили пользователи в возрасте от 12 до 18 лет. Площадка подойдет лучше всего для продвижения недорогих товаров и небольших магазинов.
3. Facebook
Американская социальная сеть считается самой доходной, так как основная часть платежеспособной аудитории сконцентрирована именно здесь. Средний возраст посетителей сайта из России — 25-45 лет, все эти люди имеют высшее образование, высокооплачиваемую работу. Отдельная категория — представители бизнеса и политики, на которых также можно акцентировать рекламную компанию.
4. Telegram
Для продвижения бизнеса в Telegram идеально подойдет связка канал + чат-бот. Изначально люди подписываются на бота и попадают в базу, а затем вступают в канал компании. Отличительной особенностью такого продвижения является то, что все сообщения будут приходить пользователям в ЛС. Что в свою очередь положительно влияет на читаемость и открываемость писем, а следовательно и на продажи. Большим преимуществом является универсальность мессенджера, так как им пользуются люди любой возрастной категории.
5. ВКонтакте
ВКонтакте — самая популярная социальная сеть в России, которую ежедневно посещают около 85 миллионов пользователей, преимущественно в возрасте до 40 лет. ВКонтакте отлично подойдет для развития личного бренда, ведения блога или создания бизнес сообщества компании. В данной социальной сети для раскрутки преобладают короткие текстовые посты, которые обязательно должны сопровождаться картинкой или видео.
Как оценивается эффективность SMM
Оценка эффективности маркетинга в социальных сетях является важным этапом выполнения работ, который позволит показать результативность рекламных компаний и публикаций. Для оценки smm продвижения специалист должен обратить внимание на ряд показателей: изменение количества подписчиков и их активности, количество переходов на сайт, эффективность затраченных на рекламу средств, конверсию и охват рекламных объявлений. Качественная аналитика покажет результаты выбранной стратегии и все недочеты, которые предстоит устранить.
Сколько получает SMM-специалист
Опытные сммщики получают зарплату, равную месячному окладу хорошего программиста. Профессионал маркетинга в соцсетях может рассчитывать на 120-150 тысяч рублей в месяц, специалист среднего уровня — 70-90 тысяч рублей в месяц. Начинающий специалист (даже без опыта работы) может претендовать на 30-50 тысяч рублей. Посмотрим вакансии на hh.ru
Где учиться на SMM-менеджера
SMM-менеджмент предусматривает владение большим количеством навыков. Самые важные — копирайтинг, маркетинг и аналитика. Получить соответствующие навыки можно самостоятельно, изучив бесплатные материалы. В самостоятельном обучении очень важна практика: можно открыть тематическую группу в социальной сети, создавать контент, привлекать аудиторию и набираться опыта.
Полноценные, платные образовательные программы есть на платформах Нетология и Skillbox, где можно не только изучить профессию, но и получить диплом об окончании курса и даже устроиться в компанию на стажировку или полноценную работу.
Преимущества курса «Профессия SMM-специалист» от Skillbox:
- Первые 6 месяцев бесплатно
- Первый заработок через 4 месяца
- Именной сертификат об успешном прохождении курса
Гарантированное трудоустройство или возврат денег
Преимущества курса «Профессия SMM-менеджер» от Нетологии:
- Создадите портфолио из 8 проектов
- Первый заработок через 4 месяца
- Удостоверение о повышении квалификации при успешной защите итоговой работы
- Включена программа трудоустройства
4000 рублей в подарок на рекламу Вконтакте
Хорошая статья!!! Много нового узнал.
Спасибо за полезную информацию.
Спасибо автору. Информативно и доступно!
Содержательная статья.
Полезная очень статья, спасибо, узнала много нового
Класс! Стоит подумать. Хороший вариант.
Достаточно хорошо преподнесен материал, были нюансы которых я даже и не знал.
Давно хотел узнать кто же такой SMM специалист. В данной статье узнал очень многое. Спасибо автору, всем советую данный сайт для нашего дальнейшего развития.
Сейчас в нтернете много курсов по получению профессии сммщика, но трудно найти работу