Кто такой SMM-специалист: что должен знать и уметь, сколько зарабатывает

Развитие цифровых технологий предоставило бизнесу новые возможности и открыло рынок онлайн-продаж. Согласно итогам прошлого года, финансовый объем продаж за прошлый год превысил 2.5 трлн рублей, что составило десятую часть от продаж физических магазинов на территории России.

 

Большой ажиотаж на онлайн-рынке и рост количества сетевых пользователей внушает доверие как малому, так и крупному бизнесу. Но из-за конкуренции продвижение своего бренда может оказаться затруднительным, так как интернет — безграничная площадка, на которой можно найти все. Чтобы выделить свою компанию среди остальных следует использовать технологию, именуемую SMM.

Кто такой SMM менеджер?

SMM

Полная расшифровка термина SMM звучит как «Social Media Marketing», или же маркетинг в социальных сетях. Продвижение бренда таким методом предусматривает использование таргетированной и контекстной рекламы в социальных сетях, создание, заполнение и ведение страниц компании.

SMM-менеджер является ответственным за продвижением компании в социальных сетях. Он в какой-то мере человек-оркестр, исполняет большой ряд задач, и напрямую отвечает за увеличение узнаваемости бренда, привлечение клиентов из соцсетей, разработку стратегий по развитию групп, общение с пользователями.

Обязанности SMM-специалиста

CMM продвижение бренда, компании или интернет-магазина включает в себя несколько этапов, самыми ответственными из которых является разработка стратегии, контент-плана и непосредственно контента, который должен быть интересным, полезным, а главное продающим. Чтобы заинтересовать пользователя важно говорить о проблемах клиента и предлагать решения этих проблем, которыми может являться продукт или услуга компании. Грамотный смм-специалист способен подать контент таким образом, что аудитории будет не только интересно его читать, но и появится желание сделать целевое действие, например записаться на бесплатную консультацию.

Сммщик не обязательно должен выполнять все своими руками: на этапе выполнения работ он может привлекать и других специалистов, преимущественно это копирайтеры и маркетологи. Рассмотрим более подробно структуру маркетинга в социальных сетях и основные задачи специалиста.

Стратегия и контент-план

Разработка стратегии — первый этап работы SMM-специалиста. Стратегия включает в себя большое количество параметров: сильные и слабые стороны компании и продуктов, задачи проекта, анализ целевой аудитории и конкурентов, способы продвижения и аналитики. В зависимости от результатов, спустя время стратегия может быть пересмотрена в случае перевыполнения или недовыполнения поставленных задач.

После разработки стратегии SMMщик приступает к выбору каналов трафика. Специалист обязан разбираться в социальных сетях и их аудитории, так как выбор неверных каналов может привести к большим финансовым потерям и отсутствию конверсии. К примеру, если вы продаете трендовые товары сегодняшнего дня (спиннеры и другие безделушки) и продвигаете их в Facebook, где аудитория представлена политическими деятелями и представителями бизнеса. Исходя из стратегии нужно знать ответ на вопросы: «Кто мой пользователь?» и «Какими социальными сетями он пользуется?»

Последним подготовительным этапом является разработка контент-плана. Он может включать в себя любые медиа публикации, посты могут быть представлены в виде текста, фотографий или видео. Пользователи каждой социальной сети предпочитают разные форматы контента, что будет рассмотрено позже.

Копирайтинг

Написание полезных и интересных текстов — одна из самых трудоемких задач в SMM-продвижении. Профессия SMM специалиста подразумевает наличие множества навыков: публикации историй, «лонгридов», рекламных постов, SEO оптимизированных текстов, настройки почтовых рассылок.

Главная трудность заключается в том, что каждая социальная сеть имеет свои «фавориты» в плане текстов. К примеру, в Instagram можно выложить пост с объемом текста до 2000 символов, а в Twitter всего 280 (до 2017 года было вдвое меньше). Не менее важно уметь писать полезные тексты вне зависимости от их объема, так как придется писать и маленькие посты, и длинные статьи.

Подробнее о копирайтинге можно прочесть тут

Общение с подписчиками

Менеджер по маркетингу в социальных сетях отвечает и за взаимодействие с клиентами. Общение происходит в личных сообщениях и комментариях, возможны также коллаборации с подписчиками в ходе проведения каких-либо конкурсов или акций. Это мотивирует пользователей поделиться записью, рассказать о бренде своим друзьям, лайкнуть акционную запись.

Привлечение новой аудитории

Привлечение клиентов

Еще одна задача сммщика — привлечение аудитории в социальные сети. Начать можно с размещения соответствующих ссылок на главном сайте компании, одновременно с этим следует запустить рекламные компании в каждой из выбранных социальных сетей. При этом следует избегать так называемых «гивэвэев» (giveaway) — розыгрыше подарков за подписку, лайк и репост. Это лишь ухудшит репутацию группы в социальной сети, а подписавшаяся аудитория проявит свой интерес лишь во время следующей раздачи подарков.

Поиск новых инструментов

Проявлять гибкость, креативность и уметь подстраиваться под текущие реалии СММ маркетинга, очень важная часть работы. Ведь социальные сети не стоят на месте, а регулярно развиваются и обновляются. Так, например в Инстаграм совсем недавно появились видео Reels. Это нововведение не в последнюю очередь связано с популяризацией Tik Tok. А когда появляется новый инструмент для продвижения, очень глупо им не воспользоваться. К тому же сам Instagram будет активнее продвигать именно такие видео, так как заинтересован в удержании людей у себя на платформе.

Работа с изображениями и видео

Это базовые навыки любого SMM-специалиста. Просто необходимо уметь работать в различных фото/видео редакторах, например: Adobe Photoshop, Canva, Видеошоу, AVS Video Editor. Эти знания необходимы, чтобы создавать обложки и аватарки, визуальные дополнения к публикациям, картинки и видео для историй. Навыки монтажа не будут лишними, а освоить необходимые программы можно в сжатые сроки — за 2-3 недели.

Аналитика и отчетность

Анализ результатов — один из самых важных этапов работы, который должен производиться регулярно, не менее двух раз в месяц. SMM-специалист анализирует количество посетителей и продаж, запросов от пользователей в личных сообщениях, комментарии и другие действия в группах.

Инструменты smm

Маркетинг в социальных сетях предусматривает использование большого количества инструментов и методов продаж, которые могут отличаться в зависимости от выбранной стратегии и направления бизнеса.

Инструменты SMM

1. Создание, оформление и наполнение страниц

Процедура создания группы в любой соцсети является не самым сложным но крайне ответственным процессом. Проблема заключается в ее уникализации, ведь для запуска требуется разработать бросающееся в глаза название, обложку, логотип, описание. Важно понимать, что ваше сообщество/бизнес страницу люди не буду читать, как журнал или газету. Ежедневно, при просмотре ленты, мелькают сотни, тысячи постов различного содержания и все по своему пытается привлечь внимание людей. Чтобы вас начали читать ответьте сами себе на вопрос: «Чем ваше сообщество/аккаунт концептуально отличается от конкурентов? Почему должны выбрать именно вас?»

2. Продвижение блогов

Помимо создания контента и оформления блога, специалист должен уметь привлекать аудиторию с нуля и в уже действующих проектах, а также уметь работать с рассылками. Для этого смм-специалист должен знать свою целевую аудиторию: ее страхи, боли, интересы и желания.

3. Работа в тематических сообществах

Маркетинг в социальных сетях предусматривает прямое сотрудничество с другими тематическими сообществами. К примеру, если деятельность проекта заточена на продаже товаров для рыбалки, следует работать с подписчиками аналогичных аккаунтов, что уместно в Instagram и Twitter, где отвечать на вопросы пользователей и давать советы можно с аккаунта интернет-магазина. Пользователи, которым поможет ваш совет, с большой вероятностью зайдут на страницу и, как минимум, заинтересуются его деятельностью.

4. Прямая реклама

Опытный SMM-специалист является профессиональным маркетологом, который самостоятельно выполняет работы по продвижению бренда или организации посредством контекстной рекламы. Социальные сети предоставляют просторный и свободный PR-рынок: размещать посты можно, как напрямую в группах, так и через рекламные платформы, которые есть во всех крупных соцсетях. Главное, чтобы реклама была уместной, поэтому следует ориентироваться на таргет и размещать посты в проектах с соответствующей аудиторией.

5. Вирусный маркетинг

Вирусный маркетинг — один из самых эффективных способов продвижения бренда. Технология заключается в создании «мема», а лучший из сценариев развития событий предусматривает даже упоминание бренда в средствах массовой информации. Такой пиар используют даже звезды эстрады, выпуская песни, не соответствующие их стилю — к примеру, коллаборация Николая Баскова с Данилой Милохиным, что принесло популярность обоим.

6. Оптимизация интернет-ресурсов под социальные медиа

Оптимизация интернет-ресурсов или Social Media Optimization подразумевает комплекс действий, направленных на перенаправление клиентов из бизнес страницы на веб-портал компании. Главной целью SMO является привлечение и удержание целевой аудитории на сайте. Это достигается за счет множества факторов, таких как: повышения качества контента, регулярного взаимодействия с аудиторией, публикации статей подразумевающей дискуссии и активное обсуждение, перелинковки статей и других

Основные площадки для SMM

Перед запуском SMM-продвижения очень важно провести анализ целевой аудитории. Запуск групп везде и сразу грозит низкой результативностью, так как в зависимости от вида деятельности компании эффективность в различных социальных сетях будет отличаться. Для успешного маркетинга следует знать аватар своего идеального клиента. Сколько ему лет, чем интересуется, сколько зарабатывает, как проводит свободное время. А уже после этого можно отобрать лучшие площадки для старта. Ниже — важные факты о пяти самых актуальных социальных сетях в России для SMM-маркетинга.

социальные сети

1. Instagram

Instagram — социальная сеть, которая напоминает фотоальбом с фотографиями. На площадке сконцентрирована преимущественно женская аудитория (70%), а средний возраст самой популярной группы пользователей — от 18 до 26 лет.

2. TikTok

TikTok — относительно молодая социальная сеть, которую заполнили пользователи в возрасте от 12 до 18 лет. Площадка подойдет лучше всего для продвижения недорогих товаров и небольших магазинов.

3. Facebook

Американская социальная сеть считается самой доходной, так как основная часть платежеспособной аудитории сконцентрирована именно здесь. Средний возраст посетителей сайта из России — 25-45 лет, все эти люди имеют высшее образование, высокооплачиваемую работу. Отдельная категория — представители бизнеса и политики, на которых также можно акцентировать рекламную компанию.

4. Telegram

Для продвижения бизнеса в Telegram идеально подойдет связка канал + чат-бот. Изначально люди подписываются на бота и попадают в базу, а затем вступают в канал компании. Отличительной особенностью такого продвижения является то, что все сообщения будут приходить пользователям в ЛС. Что в свою очередь положительно влияет на читаемость и открываемость писем, а следовательно и на продажи. Большим преимуществом является универсальность мессенджера, так как им пользуются люди любой возрастной категории.

5. ВКонтакте

ВКонтакте — самая популярная социальная сеть в России, которую ежедневно посещают около 85 миллионов пользователей, преимущественно в возрасте до 40 лет. ВКонтакте отлично подойдет для развития личного бренда, ведения блога или создания бизнес сообщества компании. В данной социальной сети для раскрутки преобладают короткие текстовые посты, которые обязательно должны сопровождаться картинкой или видео.

Как оценивается эффективность SMM

Оценка эффективности маркетинга в социальных сетях является важным этапом выполнения работ, который позволит показать результативность рекламных компаний и публикаций. Для оценки smm продвижения специалист должен обратить внимание на ряд показателей: изменение количества подписчиков и их активности, количество переходов на сайт, эффективность затраченных на рекламу средств, конверсию и охват рекламных объявлений. Качественная аналитика покажет результаты выбранной стратегии и все недочеты, которые предстоит устранить.

Сколько получает SMM-специалист

Опытные сммщики получают зарплату, равную месячному окладу хорошего программиста. Профессионал маркетинга в соцсетях может рассчитывать на 120-150 тысяч рублей в месяц, специалист среднего уровня — 70-90 тысяч рублей в месяц. Начинающий специалист (даже без опыта работы) может претендовать на 30-50 тысяч рублей. Посмотрим вакансии на hh.ru
Вакансия SMM специалист

Вакансия СММ-специалист

Вакансия СММ-менеджер

Где учиться на SMM-менеджера

SMM-менеджмент предусматривает владение большим количеством навыков. Самые важные — копирайтинг, маркетинг и аналитика. Получить соответствующие навыки можно самостоятельно, изучив бесплатные материалы. В самостоятельном обучении очень важна практика: можно открыть тематическую группу в социальной сети, создавать контент, привлекать аудиторию и набираться опыта.

Полноценные, платные образовательные программы есть на платформах Нетология и Skillbox, где можно не только изучить профессию, но и получить диплом об окончании курса и даже устроиться в компанию на стажировку или полноценную работу.

Преимущества курса «Профессия SMM-специалист» от Skillbox:

  1. Первые 6 месяцев бесплатно
  2. Первый заработок через 4 месяца
  3. Именной сертификат об успешном прохождении курса

Гарантированное трудоустройство или возврат денег

Узнать подробности обучения

 

Преимущества курса «Профессия SMM-менеджер» от Нетологии:

  1. Создадите портфолио из 8 проектов
  2. Первый заработок через 4 месяца
  3. Удостоверение о повышении квалификации при успешной защите итоговой работы
  4. Включена программа трудоустройства

4000 рублей в подарок на рекламу Вконтакте

Узнать подробнее

 

Оцените статью
Бизнес в онлайн
Добавить комментарий

  1. Сергей

    Хорошая статья!!! Много нового узнал.

    Ответить
  2. Павел

    Спасибо за полезную информацию.

    Ответить
  3. олег

    Спасибо автору. Информативно и доступно!

    Ответить
  4. Юрий

    Содержательная статья.

    Ответить
  5. Любовь Внукова

    Полезная очень статья, спасибо, узнала много нового

    Ответить
  6. Александр К.

    Класс! Стоит подумать. Хороший вариант.

    Ответить
  7. Сергей

    Достаточно хорошо преподнесен материал, были нюансы которых я даже и не знал.

    Ответить
  8. Павел Лейкин

    Давно хотел узнать кто же такой SMM специалист. В данной статье узнал очень многое. Спасибо автору, всем советую данный сайт для нашего дальнейшего развития.

    Ответить
  9. Юлия

    Сейчас в нтернете много курсов по получению профессии сммщика, но трудно найти работу

    Ответить